Я не детский психолог, но несмотря на это ко мне часто обращаются родители с вопросами и просьбой помочь решить проблемы с детьми.
«Мы не можем с ним справиться! Что с ним делать? Он не такой! Он не оправдал надежд! Ничего не можем заставить его сделать! Грубит и не хочет ничего слушать! Мы его так не воспитывали».
А как воспитывали?
Что такое забота и воспитание детей? Должны ли родители принимать решения за детей и нести ответственность за их выбор и поступки?
Родители всегда хотят для своих детей самого лучшего, но вместе с тем мешают им учиться делать самим выбор, принимать решения и совершать ошибки, на которых они получат свои шишки и сделают выводы. Пока малыш делает первые шаги — родитель бросается на углы и убирает с его пути препятствия, чтобы он не споткнулся, не ударился, не набил шишку и не поранил колено.
С этого и начинается гиперопека, именно в эти моменты идет вмешательство в его эмпирический опыт и получение уроков. Родители всегда готовы подстелить соломку, чтобы самим быть спокойнее, иначе каждая шишка и царапина, посаженная «пупсиком», режет по сердцу ножом вины: «Как так?.
«Я отвратительный родитель, что не усмотрел, не уберег и теперь моё сокровище рыдает и испытывает боль!».
А нужно ли это делать? Или все-таки боль и страдания испытываете вы сами? А малыш поплакал и извлек урок? И следующий раз он обойдёт препятствие или посмотрит вперёд и обратит внимание на то, куда пойдёт и что надо сделать, чтобы не было опять больно?
Далее дитя выходит в мир и начинается его социализация. А тут опять родители рядом! Какой-то чужой, не воспитанный малыш бьёт вашего игрушкой, чтобы ее оставить у себя в руках, а не отдавать вашему чудесному ребенку, который просто заинтересовался чужой игрушкой.
И вот вы уже выясняете отношения с другими родителями и указываете им на то, что стоит говорить своему чаду о приличиях, что нельзя драться и надо делиться, что в песочнице игрушки общие, раз общее игровое пространство. И не возникает мысли, что задето ваше самолюбие и ваш внутренний ребенок, которого также когда-то оттолкнули, не дали самим решить вопрос или наоборот не дали отстоять свое владение игрушкой, а заставили отдать ее другому ребенку, хотя она на тот момент была самым желанным и привлекательным в мире предметом!
Далее школа! Ну это вообще кошмар родителей!
Нет никакой возможности защитить дитя от других детей и учителей, которые всегда несправедливы, не видят, что он самый талантливый, самый сообразительный, но вместе с тем и самый ранимый! Как можно не желать быть лучшим другом такому сокровищу или не ставить одни пятёрки и хвалить в присутствии других детей и родителей! Все ж должны знать об его исключительности и талантах!
Как найти в себе силы не включать опять же того самого малыша, которого не хвалили родители, не обращали внимания на старания и хорошие отметки, а за плохие отметки или проступки ругали и наказывали, причем при посторонних людях, не давая шанса на исправление или вообще не обращали внимание, а хотелось его хоть как-то привлечь и уже было неважно какое оно: положительное или отрицательное? И вот теперь ребёнок получает его сполна!
Считая себя крутыми родителями, вы можете заставить всех вокруг любить своего ребёнка - настоять, чтобы доставались главные роли в классных праздниках, а еще можно иметь авторитет у других родителей, будучи, например, в родительском комитете, и чтобы те своих детей настраивали на дружбу с вашим.
Как же можно пустить все на самотек и дать ребёнку просто учиться и самому выстраивать отношения с другими детьми и учителями?
И просто смотреть на его успехи и неудачи, радоваться вместе или вместе погрустить и поддержать, а когда сам попросит совет, то рассказать свою историю — у вас же они были в детстве, когда у самих все получилось, когда сами справились со сложной задачей или нашли замечательного друга! Но нет! Это не ваш метод!
А еще надо же решить, чем чадо будет заниматься вне школы: спорт, танцы, музыка, иностранные языки и кружки рукоделия – все это задача родителя! Ребенок не в состоянии же самостоятельно принять решение! Вот у вас в детстве был выбор и вы занимались всякой ерундой, которая в жизни не пригодилась, и вы просто были счастливы, гоняя мяч во дворе или посещая кружок юннатов, а может вы отучились в музыкальной школе, которая была вам ненавистна и с тех пор вы ни разу не подошли к инструменту и до сих пор вспоминаете как страшный сон уроки сольфеджио?
А выбор будущей профессии?! Она должна быть такой, чтобы была перспектива высокого заработка и невероятной карьеры! А как иначе? Вы же знаете, что занялись в итоге не тем и теперь-то ваш ребенок воплотит Вашу мечту в жизнь!
И это далеко не всё, что вы делаете для того, чтобы ваш ребенок был абсолютно не готов к самостоятельному принятию решения или наоборот он будет бунтовать и делать все вопреки — куда его это заведет, кто ж знает…
Поэтому мой ответ на многочисленные вопросы родителей:
«Ищите все причины в себе! Вы уже взрослые! А детям надо дать свободу взрослеть! Надо доверять и быть просто рядом, когда есть вопросы, нужна помощь и поддержка, хвалить, если что-то получилось самостоятельно, даже что-то незначительное для вас, но для него же это ПОБЕДА: будь то кулич в песочнице или хорошая отметка, а может он просто увидел разницу в поступках и сделал правильный вывод! А если он расстроен или обижен, то выслушайте обязательно, не отмахивайтесь со словами: «Это ерунда!» — для него в данный момент «эта ерунда» может быть целой трагедией, не стоит обесценивать его чувства! Поверьте, что результат не заставит себя долго ждать! Дети откликаются быстро, как только чувствуют, что вам не безразлично все, что происходит и вы рядом! Что соцсети и звонки по работе не так важны, как просто поболтать о его интересах, друзьях и конечно просто так, без причины, обнять и поцеловать — сказать, что любите и гордитесь, что он самый важный для вас! А шишки будут, с этим тоже надо смириться — это его опыт, без которого не научится ценить победы!»